Мантикора
Мантикора - Мантикора размером с лошадь, имеет человеческое лицо, три ряда зубов, львиное тело и хвост скорпиона, красные глаза, налитые кровью. Мантикора бегает так быстро, что в мгновение ока преодолевает любые расстояния. Это делает ее чрезвычайно опасной - ведь убежать от нее почти невозможно, а питается чудовище только свежим человеческим мясом. Поэтому на средневековых мениатюрах часто можно видеть изображение мантикоры с человеческой рукой или ногой в зубах.
В средневековых работах по естественной истории мантикору считали реально существующей, но обитающей в безлюдных местах.
Мантикора принадлежит к разряду многочисленных зооморфных и антропоморфных существ, созданных античным воображением. Несмотря на обилие отличительных признаков этого существа, большинство из них сохранились за ним в течении двух тысячелетий. Это далеко не самое гармоничное животное (по сравнению с теми же кентаврами), тем не менее было довольно известно среди интересующихся миром животных как в античности так и в Средние века, заняла своё место в средневековых бестиариях. Нарождающаяся зоология Нового времени с презрением отмела эту, по их мнению, выдумку и ретиво занялась поисками оригинала — существа, которое подвигло древних на создание столь странной зверюги, совершенно забывая о том, что позднейшие образы мантикоры вообще не были связанны с первоисточниками информации о нём, — в Средние века мантикора была целиком самостоятельным животным. Отцом этого дивного создания был Ктесий, грек, личный врач персидского царя Артаксеркса II, написавший в начале IV в. до н.э. первый в античности труд посвящённый Индии — "Индику". Сам этот труд до нас не дошёл, поэтому, что точно Ктесий сообщал о мантикоре неизвестно. Судя по сообщениям других античных авторов, опирающихся на Ктесия, мантикора представлял собой животное размером со льва, с похожими на человеческие лицо и ушами, с хвостом как у скорпиона, усаженным вдобавок шипами, которыми мантикора может выстреливать, поражая таким образом врагов, и голосом, сочетающим в себе звуки флейты и трубы. Мантикора кроваво-красного цвета, он очень дикий, и любит человеческое мясо. Живёт этот зверь в Индии.
Надо сказать, что уже в античности на это сообщение смотрели с сомнением, а само сочинение Ктесия удостаивалось чаще эпитетов ругательных, чем хвалебных. Так великий насмешник II в. н.э. Лукиан говорил о Ктесии, что он не был в Индии и не сообщил о ней ничего правдивого (в Индии он, видимо, действительно не был).
Ни одно из животных этого вида (имеются ввиду четвероногие, плотоядные и живородящие — прим.пер.) не имеет двойного ряда зубов. Хотя, если верить Ктесию, подобное животное существует. Он уверяет, что индийский зверь "мартихора" (martichora) имеет тройной ряд зубов на обеих, — нижней и верхней челюстях, и он величиной со льва и настолько же волосат, его ноги походят на ноги льва; его лицо и уши имеют сходство с человеческими; его глаза голубые, а сам он ярко-красного цвета; хвост его такой же как и у земляного скорпиона, — в хвосте у него жало и он имеет способность выстреливать, как стрелами, иглами прикреплёнными у него к хвосту; голос его нечто среднее между звуком свирели и трубы; он может бегать также быстро как олень и ещё он дикий и людоед. (Аристотель "История животных")
Если Аристотель только колебался признать существование этого животного, то Павсаний прямо заявил, что всё это выдумки, и видимо под мантикорой скрывается тигр:
О звере описанном Ктесием в его индийской истории ("Индике" — прим. пер.), о котором он говорит, что индийцы его называют мартихора (martichora), а греки — людоед, я склонен думать, что это тигр. Но этот имеет три ряда зубов вдоль каждой челюсти, и кончик его хвоста усажен шипами, которыми он защищает себя с близкого расстояния, и выстреливает ими как стрелами в более удалённых врагов; всё это, я думаю, выдумка, которую индийцы передают один другому, и которая происходит от их чрезмерного страха перед этим зверем.
Их также ввёл в заблуждение его цвет: всякий раз когда тигр появляется в свете солнца он кажется однородного красного цвета, либо, из-за его скорости, или, когда он не бежит, — по причине его постоянных поворотов и извиваний, особенно когда его видно издалека. (Павсаний "Описание Эллады IX. XXI. 4-5)
Подобные мысли высказывали и позднейшие исследователи. Джеймс писал "Он (Ктесий — прим.авт.) называет его мартихора, и как было показано, он пытался передать персидское слово "людоед" и то, что он описал в таких ярких красках было ни чем иным, как тигром". Существовала версии, что прототипом мантикоры выступила гиена . Однако далеко не все поддерживали теорию, что в основе сообщения о мантикоре лежит информация о каком-то реально существующем животном. Существовало мнение, что Ктесий описал мантикору с иероглифического изображения, распространённого в то время на Востоке, Райт считал, что мантикора была изображена на барельефах Персеполя (столица Древнеперсидского царства), и, возможно, считалась царём злых хищников, подчинённых зороастрийскому богу тьмы Ариману.
В античности образ мантикоры не поддался существенным изменениям. В латиноязычной традиции, представленной Плинием и Солином, мантикора лишилась своего хвоста, усаженного колючками, которыми она выстреливает во врагов.
Определённое количество признаков этого зверя прошло с ним через всю его историю — это человеческое лицо, людоедство, кроваво-красный цвет, скорпионий хвост с жалом, три ряда зубов и голубые глаза (на самом деле, какие именно глаза у мантикоры сказать довольно сложно. В переводах греческих авторов везде указывается голубой цвет её глаз. В латинских текстах цвет глаз мантикоры обозначался словом "glauca", которое переводится как "голубой", так и "серо-голубой" и даже "зеленоватый". Поэтому в некоторых переводах цвет её глаз обозначен как серый и этому не надо удивляться. Вообще мантикору в Средние века описывали практически одинаковыми словами, и поэтому кроме некоторых случаев, расхождений в переводах немного). Сложно сказать почему у Гонория мантикора полетела, хотя у Солина говорится, что мантикора умеет очень далеко прыгать, — возможно Гонорий вдохновившись этими словами совсем оторвал мантикору от земли. Проблему составляет пол этого существа. У Плиния, Солина и в тексте на Херефордской карте мантикора — мужского рода, у Гонория — женского, причём нет возможности говорить, что первые говорили о самце, другой о самке, так как этот вопрос не затрагивается никем вообще и, видимо, на него не обращали внимания.
В XX веке представления о мантикоре продолжали развиваться. Например, в бестиарии Анджея Сапковского мантикора обзавелась крыльями и научилась выстреливать в любом направлении своими отравленными шипами.
В книге английской писательницы Дж.Роулинг "Волшебные твари и где их искать" мантикора "после поглощения очередной жертвы начинает тихонько мурлыкать". Также, согласно Роулинг "шкура мантикоры отражает практически все известные заклятия". В рассказе отечественного фантаста Николая Басова "Охотник на демонов" мантикора обладает способностью практически мгновенно залечивать свои раны.
А в романе "Мантикора" американского писателя Р.Дэвиса она научилась разговаривать.
Отредактировано Сима (2008-07-04 14:20:36)